Россиян обложат дикими поборами

Страна цивилизуется невиданными темпами. В скором времени за пользование ноутбуками, DVD-проигрывателями, мобильными телефонами и многим другим придется платить дополнительно




Россия включилась в борьбу с пиратством на всех фронтах: не только у берегов Сомали, но и среди своего населения и бизнеса. У нас танкеры не крадут, зато сплошь и рядом нарушают авторские права и посягают на чужую интеллектуальную собственность. За подобные прегрешения Россию не пускают в ВТО дальше порога.

Очевидно, именно из-за стремления скорее вступить в мировой торговый клуб российские власти взялась за борьбу с интеллектуальным пиратством с особенным энтузиазмом. Очень скоро всем, кто пользуются компьютерами, мобильниками, магнитофонами и т.п., придется платить отчисления авторам аудиовизуальной продукции. Даже если этой продукцией они не пользовались.

Девятнадцатого октября было опубликовано постановление правительства РФ, предписывающее всем производителям и импортерам техники и чистых носителей, воспроизводящих и записывающих аудиовизуальную информацию в личных целях, уплачивать 1% ее стоимости в качестве авторских отчислений. Это своеобразная превентивная мера в борьбе с незаконным использованием оной информации, а точнее – способ гарантированной компенсации упущенной выгоды правообладателям. В "пиратский арсенал", подлежащий обложению "авторским налогом", попали, в частности, компьютеры и ноутбуки, DVD-проигрыватели, мобильные телефоны, видеокамеры, компакт-диски, "флешки" и даже кинопленка.

Разумеется, производители и поставщики не преминут заложить "авторский процент" в цену товара. Таким образом, уплату авторских отчислений и возможной упущенной выгоды от незаконного (то есть неоплаченного) тиражирования их творений возложат на кошельки потребителей. Получается, что всем гражданам и организациям, покупающим вышеуказанную технику, вменяется именно "неоплаченное" использование авторского продукта, даже если они пользуются исключительно лицензионными дисками.

Но это одна сторона проблемы. Другая состоит в том, кто и как будет распоряжаться средствами, аккумулируемыми в результате взимания "авторского процента". Речь идет о весьма внушительной сумме: по оценкам отраслевых экспертов, если весь рынок российской информационной продукции будет обложен этим "налогом", поступления от него составят порядка $200 млн в год.

Но в том-то и дело, что это не налог, и государство на него не претендует. Этими поступлениями должна распоряжаться негосударственная организация, имеющая на то соответствующие полномочия. Согласно части IV Гражданского кодекса РФ, коллективное управление авторскими и смежными правами могут осуществлять специально аккредитованные некоммерческие организации. Ранее Росохранкультура аккредитовала "Российское авторское общество" – оно теперь занимается управлением правами на исполнение музыкальных произведений на сцене и в эфире; "Всероссийскую организацию интеллектуальной собственности" (ВОИС) – она блюдет права исполнителей и изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение в коммерческих целях; "Партнерство по защите и управлению правами в сфере искусства" (УПРАВИС) – оно отвечает за исполнение права следования в отношении произведений изобразительного искусства, авторских рукописей, литературных и музыкальных произведений.

Кто будет уполномочен взимать "авторский процент" с производителей и импортеров информационной техники и носителей, пока не решено. Росохранкультура рассматривает две кандидатуры: Российский союз правообладателей (РСП, президент – Никита Михалков) и Российское общество по смежным правам (РОСП, исполнительный директор – Анжелика Коротаева). Решение ожидалось еще в сентябре, но до сих пор не принято. Очевидно, идет большой спор за большие деньги. К тому же предполагается, что аккредитованная организация будет собирать средства с производителей и импортеров раз в квартал, а распределять их между авторами, исполнителями и изготовителями фонограмм и аудиовизуальных произведений – согласно своему уставу, но не реже раза в год. Таким образом, остается достаточно времени для прокрутки денег.

Как бы то ни было, для потребителей эти новшества окажутся не слишком приятными. Во-первых, вся информационная техника и носители подорожают минимум на 1%. А во-вторых, диски "сомнительной лицензионности", произведенные на российских "закрытых" предприятиях, не перестанут считаться пиратскими оттого, что покупатель уплатил за них "авторский процент". По крайней мере, зарубежные правообладатели по-прежнему будут иметь к такой продукции большие претензии. И, наконец, далеко не факт, что "антипиратские" законодательные механизмы России устроят наших оппонентов по ВТО. Так что вступление в эту организацию еще отнюдь не гарантировано.

Выбор читателей